Дама за рулем

Пользуясь услугами такси, мы привыкли, что за рулём машин сидят водители-мужчины. Но в последнее время в Белгороде нередко можно увидеть и таксистов женского пола. Почему девушки устраиваются на такую нелёгкую, можно даже сказать, экстремальную работу? Прибыльная ли она? Как реагируют пассажиры, видя, что за ними приехала женщина?

На эти и другие вопросы корреспондента «МК в Белгороде» согласилась ответить водитель одного из городских такси Людмила Каланцева.

Пользуясь услугами такси, мы привыкли, что за рулём машин сидят водители-мужчины. Но в последнее время в Белгороде нередко можно увидеть и таксистов женского пола. Почему девушки устраиваются на такую нелёгкую, можно даже сказать, экстремальную работу? Прибыльная ли она? Как реагируют пассажиры, видя, что за ними приехала женщина?

Позывной «девять-семь»

Мы договорились с Людмилой, что небольшое интервью она даст непосредственно во время работы «на линии» — именно так называется трудовая смена у таксистов. Любезно забрав меня у подъезда, Люда сразу спросила по рации у диспетчера, есть ли вызовы на ближайшем к нам участке. Едем забирать клиентов у «технолога».

По дороге узнаю, что моя собеседница водит машину уже 14 лет, из них три года — в статусе таксистки. Выбрать столь неженскую профессию заставила суровая безработица. После увольнения с птицефабрики Люда, технолог по образованию, не смогла найти достойную и хорошо оплачиваемую работу. Кормить нужно было не только себя, но и подрастающую дочь, тогда-то и появилась мысль «А не попробовать ли себя в такси?». Придя всего лишь «попробовать», она осталась надолго и, как говорит, ни на миг не пожалела об этом.

— Когда устраивалась в эту фирму, меня, прежде всего, привлекло хорошее отношение и уважение с первой минуты общения со стороны руководства и коллег. У нас не бывает скандалов, склок, интриг, — рассказывает Каланцева. — Ребята дружные, знаю, что мужчины всегда поспешат на помощь, случись, не дай бог, что-то. Уверяю вас, скажи я сейчас по рации, что у меня проблема на дороге, вмиг съедутся практически все, кто работает на линии.

Кстати, кроме неё в этом такси сегодня крутят баранку ещё несколько женщин. В качестве средств самообороны и у них, и у мужчин непременно есть электрошокеры и газовые баллончики.

— Я от своей работы в восторге, честно! А чем мне и другим водителям быть недовольными? Оформлены мы официально, регулярно получаем хорошую зарплату, премии, крупные праздники отмечаем всем коллективом, а на день рождения каждый ещё и поздравление на «Авторадио» получает. Приятно же! — с улыбкой продолжает разговор Людмила. — Если человеку с первого дня понравится работать у нас, то он останется надолго. Так было и со мной. Затянуло, можно сказать, с первых часов. Хотя директор Александр Леонидович Максимильчук, принимая меня, предупреждал, что будет тяжело, что работа эта нелёгкая и даже может быть опасной, предлагал устроиться диспетчером, но я отказалась — только водителем. Сегодня я не представляю уже себя без машины, рации, позывных и таких разных пассажиров.

Между тем мы подъезжаем к университету, клиентов не оказывается на месте, и, безрезультатно прождав их, снова вызываем диспетчера.

— «Девять-семь», «Лаванда», есть ещё вызовы на Харгоре?
— Губкина, 13.
— Принято.

«Лаванда» — это позывной диспетчера, раздающего заявки водителям, у которых, в свою очередь, есть свои позывные-номера. И в машине то и дело слышно, как очередное такси вызывает «Лаванду», чтобы принять заявку или отчитаться, что она выполнена. Рация не смолкает ни на минуту. Без заказов машины долго не стоят, а чтобы просто попить кофе или быстро перекусить, приходится сниматься с линии.

— За все три года, что вожу людей, проблем с пассажирами не возникало, недовольных поездками со мной не было. Белгородцам даже нравится, что за рулём их ожидает девушка, — говорит Люда. — Особенно довольны молодые мамы с детьми: говорят, что женщины водят аккуратно и во время поездки можно чувствовать себя спокойно. Многое зависит от общения с пассажирами, с ними невольно становишься психологом и видишь буквально насквозь, кто и что собой представляет, и как себя надо вести с севшим к тебе в машину человеком. Люди любят и ценят общение и хорошее отношение, и это тоже часть моей работы, чтобы поездки были нашим пассажирам в удовольствие.

С пассажирами лучше не спорить

На улице Губкина нас уже ждёт у подъезда женщина, просит отвезти сначала ещё по одному адресу, а потом уже в конечный пункт назначения на проспекте Славы. По дороге разговорились и с ней. По словам пассажирки, и мужчины, и девушки, работающие в фирме, водят хорошо, удовольствие от поездок портит только качество городских дорог, особенно во дворах.

Едем за следующим клиентом в один из частных домов на улице Железнодорожной. Мужчина, кажется, удивлён увидев в салоне сразу двух девушек, но вопросов не задаёт и вообще молчит всю дорогу, лишь раз вступив в наш разговор. Увидев, как впереди нас «Тойота» пытается буквально втиснуться между автобусом и легковушкой, мы с Людмилой принялись громко возмущаться, пассажир, в свою очередь, сурово вступился за водителя джипа, сказав, что не прав водитель автобуса. Тут уже замолчали мы. Как потом объяснила мне Люда, в споры с клиентами она не вступает — спокойнее и ей, и им, и никаких конфликтов. Нет, в такси без психологии никак нельзя! Кстати, пассажир оказался из тех, кто и сдачу оставляет водителю — вместо набежавших по счётчику 120 рублей, мужчина оставил 150. Мелочь, а приятно.

Задаю резонный вопрос, не случались ли в дороге неприятные истории, и как складываются отношения со стражами закона.

— Пока, слава богу, с буйными клиентами сталкиваться не доводилось, и в аварии не попадала. Тем не менее, родители и дочь за меня постоянно волнуются и звонят по несколько раз за смену, дабы убедиться, что всё в порядке и никто меня не обидел, — отвечает Людмила. — А с Госавтоинспекцией мы дружим, меня многие работники ГИБДД уже знают, останавливают иногда не только для проверки документов, но и просто пообщаться.

Огненно-рыжую хрупкую таксистку на ярко-жёлтой юркой машине, ловко и аккуратно ездящую по городу, знают и коллеги из других фирм, бывает, что и сигналят, и просто приветственно машут рукой. Рядовые водители оглядываются, мужчины-пассажиры начинают знакомиться, заигрывать, пытаются понравиться и выведать номер телефона.

— Кто-то просто удивляется, увидев на водительском месте женщину, кто-то, забыв цель поездки, сразу начинает сыпать комплиментами и говорить, что со мной поедет куда угодно, — улыбается Каланцева. — Спрашивают, замужем ли я, и непременно утверждают, что они бы свою жену ни за что не отпустили на такую работу. Конечно, она у нас не только интересная, но и опасная, когда я и остальные девушки-водители выходим на линию, особенно в ночную смену, переживают не только наши близкие, но и директор, он ведь тоже несёт за нас ответственность.

Приняв следующую заявку, едем забирать клиентов к универмагу «Белгород», по дороге видим ДТП: два авто не поделили трассу, и из-за них уже образовалась приличная пробка. Разговор сразу переходит на аварии.

— В городе в последнее время появилось много неопытных водителей, которые ездят, не соблюдая правила дорожного движения. В основном нарушениями грешат молодые парни, которые мчатся на огромной скорости, не глядя по сторонам, разговаривая одновременно по телефону и затягиваясь сигаретой. На мой взгляд, аварийность растёт именно из-за таких вот персонажей, — считает Люда. — Любят создавать другим проблемы и «бомбилы», дерзкие, наглые, не соблюдающие вообще никаких правил, особенно по ночам. Вроде принят закон, по которому их количество на дорогах скоро должно свестись к минимуму.

Забираем у магазина двух девушек, которые оказываются постоянными клиентками этого такси.
— Нравится, что машины всегда чистые, водители вежливые, приезжают быстро, в салоне никогда не курят и пассажирам этого делать не разрешают, — делятся мнением девушки. А на вопрос кто же водит аккуратнее, хором отвечают: «Конечно, женщины!» Вот она, женская солидарность.
Кстати, требования к внешнему виду девушек-водителей в «Городском такси» строгие — никаких юбок, вырезов, декольте, ничего вызывающего и вульгарного. Верх — длинные футболки или свитера, низ — джинсы или лосины, удобная обувь. А скоро у всех водителей — и мужчин, и женщин — появится униформа.

Внимательность — залог безопасности

Пока ждём следующую заявку, Людмила рассказывает, что без опыта вождения и отличного знания города на работу в такси не устроиться. Перед выходом на линию всех водителей обязательно осматривает врач, проводится и техосмотр машин, выдаются путевые листы, в общем, всё, как положено.

— Раз в неделю у нас обязательно выходной, а так выходим на линию ежедневно на 12 часов: либо с утра до вечера, либо с вечера до утра. На смену устанавливается план, который мы должны выполнить, всё, что получаем сверх него — наш кровный заработок. Я им довольна и считаю, что у нас можно неплохо заработать, — продолжает таксистка. — Кстати город за эти три года я изучила так, что знаю уже не то что все улицы и переулки, а буквально каждый подъезд. Такси могут заказать и на целый день, тогда это будет уже так называемая «почасовка» с другим тарифом. Нередки и заказы на дальние расстояния, в другие города. Доводилось ездить, например, в Курск, Киев, Россошь. А самое сложное и важное в нашей работе усидчивость и внимательность во время движения.

Машины у водителей этого такси как свои, так и служебные. Всего их более ста. Этим летом было куплено порядка 50 новых авто. Фирменный транспорт закрепляется за двумя-тремя водителями, которые обязаны содержать «верную коняжку» в чистоте. Бензин — за их счёт.

В этот момент диспетчер «Лаванда» предлагает нам забрать клиента на улице Левобережной. Нужный дом находим быстро, на улицу выходит молодой человек, но в машину не садится — видимо, смутило, что за рулём женщина, да и привычных фирменных наклеек именно на этом такси нет. После разговора с диспетчером он с улыбкой открывает дверь. Говорит, удивило, что за ним приехал не привычный глазу «Рено» с номером фирмы по бокам, и, конечно, что водитель не мужчина.
— Первый раз в вашем такси вижу девушку, — воскликнул парень. — А кто лучше водит, я вам и не скажу. По-моему, сегодня одинаково хорошо крутят баранку и мужчины, и женщины. Тут всё от человека зависит. Главное ведь не пол водителя, а профессионализм и коммуникабельность.
По словам белгородцев, в отличие от мужчин-таксистов, которые всю дорогу могут ворчать, что жизнь не удалась, мало платят, а пассажиры сплошь неприятные личности, белгородские женщины-таксистки чаще всего имеют очень приятный и сдержанный характер. От них не услышишь, что такая работа им надоела и они мечтают сменить её как можно скорее. А ещё в пути с ними можно поговорить на женские темы. Ну и, конечно, самое главное — они не лихачат на дороге. В общем, если, садясь в такси, вы увидите за рулём женщину, знайте — вам крупно повезло.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру