«Я мзду не беру, мне за державу обидно…»

Эти строки из знакомого всем с давних пор фильма изрекает чуть не каждый третий пересекающий границу путешественник…

Пересекая границу, заполняя соответствующие декларации, мы видим лишь лицевую сторону работы пограничников и таможенников. А каково это — нести службу на таком ответственном и важном посту — выясняла корреспондент «МК в Белгороде».

Эти строки из знакомого всем с давних пор фильма изрекает чуть не каждый третий пересекающий границу путешественник…

Посторонним В.

Вариантов посмотреть со стороны Белгородской области на российско-украинскую границу всего два. Либо вы попадаете на территорию пропускного пункта лишь за тем, чтобы её пересечь, и тогда кроме строгих людей в форме и шлагбаумов между двумя государствами ничего не увидите. Либо у вас должно быть на руках специальное разрешение на «экскурсию», оформленное таможенным или пограничным ведомством — в зависимости от того, чья работа вас больше интересует. В общем, всё не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Как-никак это секретный и режимный объект — граница.

О своих трудовых буднях любезно согласились рассказать (а главное — показать) сотрудники Шебекинского таможенного поста имени В. А. Данкова Белгородской таможни. Кстати, многие из них работают здесь со дня основания пункта в 1992 году. Коллектив за прошедшие годы трижды признавался лучшим в России среди таможенных постов в автомобильных пунктах пропуска и был награждён почётным вымпелом.

И не спрятаться, не скрыться
В феврале шебекинским таможенникам был передан мобильный инспекционно-досмотровый комплекс для сканирования автотранспортных средств, который водители сразу же окрестили рентгеном на колесах. По словам таможенных инспекторов, он значительно упростил процедуру проверки и сократил общее время оформления грузов.

— Машины комплекс сканирует буквально до винтика, на экране видно всё, что в ней находится, и не нужно как раньше долго и скрупулёзно вести досмотр, — рассказывает начальник Шебекинского таможенного поста Сергей Завгородний. — Водителей это сильно дисциплинирует. Зная, что их машину проверят от и до, они уже остерегаются везти что-либо запрещённое или не задекларированное.

В этот момент процедуру сканирования как раз проходила одна из фур, въезжающая на территорию Белгородской области. Комплекс — словно гигантская передвижная рентгенустановка — сверху и по бокам просвечивает машину. Внутри, в небольшой кабинке, главный таможенный инспектор отдела применения инспекционно-досмотрового комплекса Юрий Васильченко внимательно изучает на мониторе компьютера полученный снимок. Я недоумеваю — как в этих серых размытых пятнах можно различить что-то конкретное?

— При определённом опыте и навыках это реально, — улыбается Юрий Александрович. — Можно сразу сказать, что находится в кабине и кузове. Вот, например, канистра с водой, вот вещи водителя под сидением, это двигатель. А вот самое главное — груз, большая партия посуды.

Посмотреть полученные снимки возможно не только в виде негатива, но и в цветном варианте.
— Обычно то, что хоть немного отличается от общей массы, выделяется сразу: по цвету, структуре, форме. Если, допустим, в коробку с посудой положить нож, то на снимке он обязательно будет виден, — заверяет Васильченко. — Кстати все полученные «фотографии» моментально в режиме онлайн пересылаются в Москву — в Федеральную таможенную службу — и хранятся в базе данных 10 лет.

Стройка года
Шебекинский таможенный пост по сей день работает по временной схеме. И его вторым после Нехотеевского начали модернизировать. Было принято решение не отремонтировать существующие постройки, а отстроить заново! В сентябре прошлого года началась впечатляющая по своим масштабам стройка нового многостороннего пункта пропуска «Шебекино-Плетенёвка». На данный момент он готов процентов на 70, ожидается, что уже в начале 2012 года строители из Сергиева-Посада полностью сдадут порученный им стратегический объект.

На площади в 13 гектар расположатся пограничная и таможенная службы, бокс для углубленного досмотра, склад для конфискованных и задержанных товаров, десять полос для автотранспорта в каждом направлении (шесть для легковых машин, две для грузовых, одна для автобусов и одна резервная), отдельная пешеходная дорожка. Кроме этого — современный, удобный, с местами для оформления товаров и отдыха автовокзал, котельная, резервная подстанция, очистные сооружения и многое другое.

— Планируется также строительство сервисной зоны на отдельной площадке, — продолжает экскурсию начальник поста Сергей Завгородний. — Сегодня уже действует таможенно-логистический терминал и открыт склад временного хранения. А ведь ещё в январе на их месте было чистое поле!
С окончанием строительства пропускная способность МАПП «Шебекино» должна увеличиться в два раза — до тысячи машин в сутки (200 грузовых, 750 легковых, 50 автобусов). А грузооборот, по предварительным расчётам, будет не менее двух тысяч тонн в сутки.

Всё под контролем
Машины, просканированные мобильным комплексом, въезжают на территорию склада. Водители должны задекларировать ввозимые и вывозимые товары в отделе таможенного оформления и таможенного контроля, расположенного по соседству. Инспекторы проверяют соответствие груза декларации, и если всё в порядке, то фуры могут свободно ехать дальше.

Кстати, декларирование ведётся полностью в электронной форме, благодаря чему значительно экономится время на оформление необходимых бумаг, а все действия сотрудников таможни контролируются в режиме on-line. Данные сразу поступают в Федеральную таможенную службу.
Декларации у водителей легковых машин перед самой границей принимают три инспектора. Одни из основных вопросов «куда едете?» и, конечно же, «что везёте?». Если при осмотре транспорта нарушений ввоза-вывоза товаров не обнаружено, то на заполненных документах ставится соответствующая отметка.

Как говорят работники таможни, основное оправдание у нарушителей — я не знал, что это нельзя везти. На Украину нелегально пытаются провезти дизельное топливо — там его можно продать подороже, в Россию — товары народного потребления, сильнодействующие лекарственные препараты для изготовления наркотиков. Был случай, когда два молодых человека пытались тайком ввезти 24 турецких травматических пистолета, а на складе временного хранения в фуре вместо заявленных абрикосов обнаружились персики.

— С годами работа наша усложняется, увеличивается документооборот, и знать, соответственно, нужно гораздо больше, чем в первые годы, — рассказывает начальник отдела документационного обеспечения, одна из первых сотрудников Галина Фещенко. — Если в далёкие 90-е на работу сюда устроиться могли чуть ли не все желающие, то сейчас нужно иметь специальное образование, требования к работникам таможни стали жёстче.

— С июня нам добавили функции транспортного, фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного надзора, сразу увеличились нагрузка, количество обязанностей, и знания для их выполнения должны быть соответствующие, — отмечает С. Завгородний. — Сегодня мы стремимся к системе работы «Одно окно», чтобы и людям желающим пересечь границу было проще и быстрее это сделать, и нам их проконтролировать и оформить необходимые документы.

Миграционки больше не нужны?

18 октября в Донецке в рамках российско-украинского межрегионального форума подписано соглашение между правительствами двух стран о порядке пересечения российско-украинской госграницы жителями приграничных регионов. Документ подписан в присутствии президентов двух стран: Дмитрия Медведева и Виктора Януковича.

Соглашение между правительством РФ и кабинетом министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов РФ и Украины упростит жизнь около 30 млн граждан РФ и Украины. Оно даёт возможность жителям всех приграничных регионов пересекать границу в местах пересечения границы без заполнения миграционных карточек. Раньше такое право было только у населения приграничных районов.

Документ предусматривает облегчение режима пересечения государственной границы для жителей шести областей России (Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской, Ростовской и Краснодарского края) и шести Украины (Черниговской, Сумской, Харьковской, Луганской, Донецкой и Крыма). На этих территориях проживают 29,6 млн человек.

Как сообщает Минрегион, соглашением вводится более 150 мест пересечения границы, которые жители приграничных регионов могут пересекать пешком, на велосипедах, мотоциклах, гужевом и легковом транспорте, лодках, принадлежащих им, а также на автомобильном и паромном транспорте общего пользования межгосударственного сообщения в пределах приграничных регионов. Жители приграничных регионов могут перемещать через границу в местах пересечения границы товары, которые не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, в количестве, не превышающем предусмотренных законодательством обоих государств норм ввоза (вывоза) товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Всего на форуме было подписано более десяти документов. Подписано также соглашение о сотрудничестве при осуществлении совместного контроля лиц, транспортных средств и товаров на границе, соглашение между правительствами РФ и Украины о сотрудничестве и взаимодействии в целях развития пунктов пропуска через российско-украинскую госграницу. Среди подписанных документов, касающихся таможенного и пограничного регулирования, — совместное заявление руководителя таможенной службы РФ Андрея Бельянинова и председателя государственной таможенной службы Украины Игоря Колесника относительно первоочередного пропуска через таможенную границу товаров с ограниченным сроком хранения.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру