Такси глубокой заморозки

Говорят, что белгородские власти перестанут выдавать лицензии на пассажирские перевозки владельцам старых пазиков и убитых «Газелей»

По крайней мере, 20 июня члены правительства Белгородской области к такому решению пришли.

Говорят, что белгородские власти перестанут выдавать лицензии на пассажирские перевозки владельцам старых пазиков и убитых «Газелей»

Дошли? или приплыли?

Дошли? Не знаю. Потому как есть большие сомнения, что это «приговор окончательный и обжалованию не подлежит»… Всем известно: эта бодяга с маршрутными такси тянется уже не один год, и я могу лишь конспективно напомнить хронологию «гражданской войны» (для полной истории двух газетных полос будет мало) между властями и маршрутчиками. Хотя, если честно, эта война рукотворная. Потому как отделить конкретного чиновника от маршрута, на котором он кормится,  трудно. Я не прокурор.

Помнится, ещё в декабре 2007 года на совместном заседании антитеррористической комиссии и оперативного штаба Белгородской области было заявлено, что через два года в области не останется маршруток типа «Газель», так как этот вид транспорта — один из самых опасных. Потому что, во-первых, как правило это старьё, во-вторых, всё чаще и чаще ими управляют водители-гастарбайтеры, а в­третьих, сама организация пассажирских перевозок в областном центре поставлена из рук вон плохо. Сказано — сделано. На что администрация Белгорода — тогда ещё под руководством Василия Потрясаева — потупившись, скромно промолчала...

Май 2009 года… На заседании областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения о системе пассажирских перевозок Белгорода вновь было сказано: «Бардак!» Тогда ещё заместитель главы областного УГИБДД Владимир Кондратьев звонко и решительно настаивал на необходимости кардинального изменения всей системы перевозок пассажиров в областном центре. «Иначе, — предупреждал глава областного ГИБДД, — плохо будет всем…» Но Белгород вновь спустил это дело на тормозах….

Январь 2010… Оперативное совещание во главе с мэром наконец­то решило: так дальше жить нельзя. Городские власти прилюдно заявили о реформировании городской системы общественного транспорта. Василий Потрясаев, тогдашний мэр, подчеркнул, что «особое внимание нужно обратить на организацию проведения конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам городского и пригородного сообщения». Сам конкурс был намечен на лето. Это, по мнению властей города, должно было стать переломным моментом в системе пассажироперевозок по городу.

Март 2010… Секретарь Совета безо--пасности Белгородской области Сергей Литвинов: «Городские власти не справляются с задачей, поэтому приходится вмешиваться областной комиссии. Существующие услуги пассажирских перевозок не соответствуют никаким нормам и требованиям, в адрес губернатора приходит много жалоб и претензий от населения. Автобусный парк не обновлён, «Газели» как ездили, так и ездят… Ситуация становится всё хуже. Нет конкурса, который бы управлял всем процессом, отбирал перевозчиков. Поэтому нужно принимать радикальные меры… Мы обязаны навести порядок, принять необходимые нормативные документы и в течение 2010 года нормализовать ситуацию»...

Напомню: на дворе июнь 2011-го… Ну и как? «Ситуация нормализовалась»? «Переломный момент истории» уже наступил?

 Без шашек, без башни

Из года в год в Белгороде и по области звучит одна и та же песня: отвратительные маршрутные такси! С припевом: «А как же с ними бороться?» Лет восемь звучит, с вариациями, клятвенными модуляциями властей и постановлениями, которым они и сами счёт потеряли.

Нет, число облав и кампаний, которые проводит ГИБДД за один календарный год, отлавливая «недобросовестных» водителей маршрутных такси, идёт на десятки. Но эти «облавы» идут в зачёт автоинспекции, а уж никак не в пользу местных чиновников. Потому как автоинспекция и рада бы, но совладать с административной «фрондой» не в силах. (У автоинспекции с администрацией своя война. Но это  отдельная тема.) Одно время, помнится, были созданы даже спецгруппы ДПС, которые, переодевшись в штатское, занимались сбором компромата на нарушителей за рулём. Эти данные передавались в транспортную инспекцию, а затем в суд, который только и может приостановить или отозвать лицензию на пассажирские перевозки у владельцев предприятий.

И что? Да ничего. Свято место пусто не бывает: лицензии изымались и изымаются у единиц, а на месте выбывших оказываются иные, но такие же хамы и пьяницы за рулём. И в этом месте я, к своему удивлению, на стороне ГИБДД. Дело в том, что автоинспекция может штрафовать лишь за нарушение правил дорожного движения, но лишить лицензии козла, который недавно, скажем, упал, будучи уколотым, на своей газельке в канаву вместе с 12 пассажирами, она не в праве.

Дело в том, что лицензия на оказание пассажирских перевозок выдаётся на пять лет. И изъять её может только суд. И никак иначе! Основанием служит... цитирую: «Неоднократное отсутствие путевого листа, техосмотра, алкогольное опьянение водителя, систематическое нарушение ПДД». Короче, нужно собрать целый букет умышленных проколов водителя, чтобы заикнуться на суде о лишении его лицензии. Задача  неподъёмная. Потому никакой автоинспектор, если он здрав умом, её решать не будет. Например, таких случаев за 2009 год у автоинспекции набралось более 80, в 2010-м — около 100. Информация о них была направлена сотрудниками ГАИ в транспортную инспекцию Белгорода. Однако до суда за два года дошло лишь семь дел… Лицензии был лишён один перевозчик. Остальные нарушители отделались лёгким испугом — штрафом от одной до пяти тысяч рублей.

Дальше — больше. Недавно принятый 294-й закон, ограничивающий проверки малого бизнеса, вообще урезал возможности контролёров следить за перевозчиками. Это и есть свобода, то есть жизнь, когда пассажир отдаёт её в руки чудака на букву «м», что сидит за баранкой. Пьяный.

"Автофронда"

Ну и кто в выигрыше? Правильно, не пассажир. Более того, пассажир, видя импотенцию местных властей в затяжной войне с маршрутками, иногда спрашивает себя: «А на фига мне такие хилые власти? Если они даже таксистов не могут одолеть?» И когда придут выборы, этот пассажир поднимется с дивана, пойдёт и отдаст свой злой голос за какого-нибудь каддафи местного разлива.
Одна беда: нам пока не везёт. Родной кадаффи на политической ниве у нас пока не вырос. Просто «нынче буйных мало, вот и нету вожаков». Но рост — это дело времени. И городские власти с трудом, но просекают, что маршрутки — это вопрос столь же социальный, сколь и политический. Туго, но понимают. Тогда почему они не могут с тремя хозяевами маршруток справиться? «Это мафия!» — заявляет мэр принародно. Допустим… Но власть, которая прилюдно расписывается в своём бессилии, это не власть. Это так, общее место.

Конечно, маршрутки в городе — это хлеб. Чёрный и криминальный. И выпекается он давным-давно. Об этом только ленивый не знает… Помнится, года два назад тот же глава областного Совета безопасности Сергей Литвинов недоумевал, что маршрутка, как он прочитал в объявлении, продаётся вместе с маршрутом. «Мы скоро дойдём до того, что будут продавать автобус с маршрутом и с чиновником, его контролирующим!» — возмущался глава Совбеза.

Справедливо возмущался: чиновник палец о палец не ударит, чтобы «причесать» маршрутки под цивильный вид. Оно ему надо? Нет. Категорически. Он же не враг самому себе. Потому как в мутной воде, как известно, рыбка лучше ловится. Другое дело, что ребята-поросята, курирующие перевозки в городе, все на перечёт. Тут хватит пальцев на одной руке. И сидят они не в большевистском подполье, а в администрациях. Или рядом с ними курсируют. C них хоть раз кто­нибудь по-серьёзному за эти годы спросил, чем они занимаются? И почему пассажирские перевозки в городе — это такая помойка? Не спросил. Никто. Разве что я: «Почему это в Белгороде конкурс на право осуществления пассажирских перевозок не проводился почти пять лет?» — «Да ладно, — отвечал мне авточиновник, чуть смущаясь, — о прошлом­то вспоминать. Ведь тем летом мы конкурс провели, нормально. Всё наладится, вот увидите. Уже совсем скоро… И не надо писать в своих газетах всякую ерунду и народ пугать. Вам же хуже будет, обещаю...»

Куда уж хуже? Уже сейчас муниципальный транспорт Белгорода являет собой жалкое зрелище, и в час пик наш город похож на какой­нибудь Джайпур, где снуют сотни разномастных и грязных колымаг.


Мафия, ку-ку

Замечу, кстати, что предыдущий конкурс на организацию перевозок в городе был проведён в 2006 году. Но и тогда победителями стали не конкретные перевозчики, а организации, которые сами определяли маршруты: куда ехать, количество автобусов на линиях, время выезда, т. е. фактически выполняли функции заказчика и потребителя в одном лице. Городская администрация самоустранилась.

Это, во-первых, нонсенс. А во-вторых, последний конкурс — такая же фикция, как и прошлый… Кто не верит, пусть попробует уехать утром или после восьми вечера на маршруте №18, что обслуживает новый микрорайон Заря, который поднимается на Крейде. За текущий год только на одного (!) из перевозчиков Белгорода было заведено административное дело. Так, для острастки… Погорел 107-й маршрут и те, что рядом с ним лежали. Отдел по организации транспортного облуживания населения администрации города инициировал проверку по письму белгородца, который, оказывается, «не может уехать после восьми вечера из города к себе домой». Этот белгородец удивил всех, кто живёт в городе. Но проверка установила: «На указанных маршрутах работают несанкционированные перевозчики, в связи с этим нарушается перевозочный процесс в выполнении утверждённого расписания движения».

Оп! Нарушителей поймали, протокол составили, передали в административное производство…Где, как показывает практика, или он сгниёт, или его замотают...

Обидно, но и новоявленный мэр города Сергей Боженов, присягнув, сразу же, не сходя с трибуны, назвал задачку про маршрутки «мафиозной» и «сложной». Вспомнив, видимо, задачу про бассейны из школьного учебника арифметики, где не понять, сколько вливается и куда-то утекает. И чтобы решить её, мэр призвал горожан добровольно «отказаться от плохих маршруток». Короче, устроить им бойкот.

Лихо! Вопрос: в этом месте нужно смеяться или плакать? Потому что подобные заявления властей здорово смахивают на издевательство. И над людьми, и над здравым смыслом, с которым, похоже, городские чины давно уже в разводе.

Смотрите, за пять лет, что прошли со дня конкурса-2006, все маршруты и перевозчики несколько раз уже поменялись. Но до сих пор ездят по старому муниципальному заказу. То есть кто ездит, как и куда — никому непонятно. Тёмный лес и джунгли Амазонки… Правда, исключая тех чиновников, которые курируют эту сферу. Так же мутно и то, по какой логике разработаны маршруты областного центра. И почему, согласно конкурсу, проведённому в 2006 году, в городе должно быть 900 автобусов, а по факту, согласно справке УИГБДД на этот год, работало более 1 400. Скажите, эти 500 партизанских автобусов откуда взялись? Кто их пустил на линию, минуя конкурс? Они чьи? И в пользу кого они трудятся? Это ведь, согласитесь, какой­то откровенный грабёж. Поэтому у горожан есть стойкое подозрение, что чиновники, связанные с этим бизнесом, преднамеренно, смеясь, разваливают муниципальный транспорт, чтобы окончательно развязать руки частному извозу и себе. И сделать горожан заложниками своего флибустьерского войска. Вот и троллейбусный парк Белгорода на грани банкротства. Рукотворного…

Ленив, тяжел и беззащитен

Почему так? Это вопрос не ко мне… Но одно ясно: до тех пор, пока муниципалитет не возьмёт эту сферу под жёсткий контроль, толку не будет. Болезнь запущена и перешла уже в хроническую. Тут срочно требуется хирургическое вмешательство, а не административные пилюли. Спрашивается, а что делать? Для начала ликвидировать заказчиков как ненужных посредников и на полную катушку использовать механизм лишения лицензии. А квалификацию водителей, внешний вид машин, запрет на курение в салоне, дикую музыку, обязательное наличие кондуктора, единый диспетчерский контроль, техническое и медицинское сопровождение включить в положения ежегодного конкурса на право предоставления пассажирских перевозок.

Для этого не нужно никаких особых нормативных актов и перекройки законодательства. Нужна лишь добрая воля муниципалитета. А вот её-то как раз и нет. Весь административный пар ушёл в свисток и художественную говорильню. И, честно говоря, всё, что перечислено, надо было сделать ещё вчера. То есть лет пять-семь назад. Хотя бы. Сейчас же город дошёл до точки кипения. И если данный бедлам с маршрутками будет длиться и дальше, то пассажир, психанув, выйдет на Соборную площадь, вспомнив, что она была когда­то площадью Революции.

Да, нас пока спасает одно: пассажир наш ленив, неорганизован и на подъём тяжёл. Ну а если завтра эти три составных части коммунизма вдруг составятся в одно целое?.. Как кубик Рубика. И молодёжь, сбившись в огромную стаю, зальёт площадь 3 декабря, чтобы через сутки выбрать Госдуму. Или 10 марта, когда потеплеет, чтобы завтрашний президент лично занялся системой перевозок в Белгороде. А заодно и в Старом Осколе.

Глупость? Нет. Могу доказать… В марте прошлого года городские власти решили за год убрать с маршрутов Белгорода почти 300 «Газелей», заменив их большегрузными автобусами. Задумавшись, разработали и критерии для перевозчиков: техническое состояние машины, внешний вид транспортного средства, культура обслуживания, дисциплина водителей, их подготовка. Кроме того, в Белгороде думали создать единый диспетчерский центр, который будет контролировать движение общественного транспорта с использованием навигационной системы ГЛОНАСС. А на 400 остановках общественного транспорта городские власти обещали вывесить информационные щиты с интервалом движения маршруток.

Теперь вопрос на засыпку… Что из перечисленного сделано? Правильно. Ни-­че-го!

Ну и чего дожидается администрация города? Финального свистка? А кто будет свистеть, она хоть догадывается? В конце октября прошлого года губернатор предложил председателю Совета депутатов города Евгению Егорову инициировать проект по созданию цивилизованной системы пассажирских перевозок в Белгородской агломерации. Дикие газельки, как требовал губернатор, должны сменить ареал обитания: уйти на окраины города. А потом и вовсе пропасть. Вместо них по городу должны курсировать современные автобусы, вместительные, с местами для инвалидов, работающие в условиях экологических евростандартов и оснащённые спутниковой системой ГЛОНАСС. И средства на реализацию этого проекта были найдены: 25 % — из областного бюджета, 25 % — город, а ещё 50 % — предприниматели, которые занимаются пассажирскими перевозками. «В течение года всё можно перестроить, и вы не узнаете город, вам все будут аплодировать, — заметил губернатор депутату Егорову. — И изменится отношение людей к власти». Девять месяцев прошло, как губернатор обозначил горсовету его перспективы… Но горсовет до сих пор ничего не родил, кроме обещаний и заверений, что завтра горожанам жить станет если не лучше, то уж точно веселей…

Да, за последние три года, как уверяет нас начальник Управления государственного автодорожного надзора Сергей Головин, с дорог Белгорода убрали более 420 уж вовсе убитых «Газелей», у которых тормоза работали только по чётным дням месяца. Но одновременно три десятка таких же «Газелей» и 20 стареньких пазиков свои лицензии в этом году, вопреки всему, уже получили. «Вопреки» — это рекомендации областного правительства, которое ещё три года назад просило горадминистрацию ограничить выдачу лицензий для такого аварийного транспорта.

Увы. Здесь, видимо, одно из двух: или плохо просили, или тогда возникает вопрос: кто в доме хозяин? Я или кошка?... Похоже, кошка. В смысле консолидированный в воровстве подкласс белых воротничков, которые сольют страну в канализацию истории.

А вот это уже беда. Национальная.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру